Rambler's Top100

К вопросу о спасении малой авиации

Малая авиация, как сообщают в Росавиации, находится в глубоком кризисе. Начало кризиса - начало 90-х годов прошлого века, Россия перешла от централизованного управления страной к рынку. Сейчас из 1300 аэродромов (аэропортов) в реестр действующих включено 383 аэродрома, т.е. аэродромная сеть сократилась почти в 3,5 раза, это сокращение в основном коснулось местных аэропортов. При этом резко сократилось количество легких воздушных судов и, что соответственно, привело к сокращению пассажирских перевозок. Так, например, на самом распространенном самолете АН-2 сократились перевозки в 50 раз. Этому способствовал также резкий рост тарифов, связанных с удорожанием авиатоплива, налоговых и арендных платежей за землю, занятую аэродромами, устаревшей морально и физически авиатехникой, системой управления воздушным движением и т.д.

В настоящее время фактически встал вопрос спасения малой авиации, а если сказать более точно, возрождения малой авиации на новом, высокотехнологичном уровне.

Что же предлагается, чтобы спасти малую авиацию. Это, например, планируется (в Минавиатрансе) реализовать ведомственные целевые программы, согласно которым необходимо провести приватизацию местных аэропортов, внедрить их категории и разделение на федеральные, региональные и местные.

Предполагается также создание программы по разработке новых воздушных судов для местных воздушных линий (MBЛ) вместимостью до 19 человек.

Эти программы позволят в какой-то мере снизить остроту проблем легкой авиации, однако кардинального решения добиться восстановления сети МВЛ на этом пути невозможно. И причины здесь носят экономический и технический характер.

По сведениям Минтранса России затраты на реконструкцию аэродромных комплексов регионального значения и МВЛ составляют порядка 190 млрд. рублей. Такие средства государство в ближайшее время вложить не планирует, инвесторы также не будут вкладывать средства в заведомо убыточные местные аэропорты. Это с одной стороны.

С другой стороны, разрабатываемые и эксплуатируемые легкие воздушные суда, в частности самолеты, имеют в основном колесное шасси, что требует подготовленных взлетно-посадочных полос (ВВП), грунтовых или с твердым покрытием. Возникает парадоксальная ситуация: зачем строить легкие самолеты, если нет аэродромов или их очень мало, да и они требуют реконструкции.

Конечно, можно допустить, что государство или инвесторы отремонтируют аэродромные комплексы, построят или закупят современные самолеты, но и здесь возникает тупик. Летать на этих самолетах откажутся, так как авиационные тарифы будут превышать доходы граждан России в несколько раз. Где же выход?

А выход также парадоксальный - отказаться от дорогостоящих аэродромных комплексов и построить безаэродромные самолеты. Возможно ли это? Да, возможно.

В Тюменской научно-исследовательской фирме «Тюменьэкотранс» еще 10 лет назад был построен безаэродромный самолет БЭЛЛА, который успешно, с участием МАИ и СибНИА, под руководством к.т.н. Филимонова А.И. прошел предварительные летные испытания.

Такой летательный аппарат (ЛА) может эксплуатироваться с любой неподготовленной естественной площадки: река, озеро, болото, поле. Для обслуживания потребуется небольшой ангар, а связь обеспечится Российской системой «ГЛОНАС».

Эксплуатационные тарифы такого ЛА, по сравнению с тарифами традиционных самолетов, могут быть снижены на порядок, особенно в регионах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, так как практически снимутся аэропортовые расходы, составляющие 60…70% от всех затрат, снизятся затраты на воздушное управление, увеличится загрузка ЛА.

Таким образом, внедрение безаэродромного самолета Филимонова А.И. позволит не только спасти малую авиацию России, но и возродит ее на уровне, отвечающем высоким технологиям 21 века.

При этом затраты на внедрение такого ЛА и, естественно, возрождение малой авиации будут на 1,2 порядка меньше, чем сегодня планируется на спасение малой авиации.

 

Автор проекта  безаэродромного самолета
к.т.н. /А.И Филимонов/


© ОАО "ТЮМЕНЬЭКОТРАНС", 2003