Rambler's Top100

Безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет как новый класс летательного аппарата и его использование в решении народнохозяйственных и социальных задач РФ

А.И. Филимонов
ОАО «Тюменьэкотранс», г. Тюмень

Развитие экономики регионов Восточной России: Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока сдерживается отсутствием транспортной инфраструктуры, обеспечивающей не только перевозку грузов в этих регионах, но и их социально-экономическое обустройство. На это в последнее время неоднократно указывали руководители страны различного ранга и губернаторы краев и областей регионов.

Создание традиционной транспортной инфраструктуры по типу Западной России на территории Восточной России, занимающей территорию в несколько десятков тысяч квадратных километров, потребует, как утверждают многие аналитики, не один десяток триллионов рублей и не одну сотню лет.

Решить эту задачу в самое кратчайшее время с относительно небольшими затратами, как утверждает автор нижеприведенного проекта, можно за счет внедрения этого проекта, представляющего собой комбинированное воздушное транспортное средство, соединяющее в себе лучшие свойства самолета, дирижабля, вертолета и аппарата на воздушной подушке.

Анализ известных ЛА: самолетов, вертолетов, дирижаблей и других воздушных транспортных средств для выполнения указанной задачи показывает, что они малоэффективны, так как самолет требует аэродром; вертолет имеет ограниченную дальность, относительно небольшую массу перевозимого груза (не более 20 тонн) и высокую стоимость перевозки; дирижабль — ограничения по погодным условиям и безопасности полетов, ему необходима также сложная и дорогостоящая инфраструктура обслуживания.

Воздушный транспортно-технологический комплекс БАРС – мобильная грузовая платформа

Проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с целью обоснования концепции воздушного транспортного средства — безаэродромного с аэростатической разгрузкой самолета (БАРС)

В указанном транспортном средстве решены проблемы и недостатки известных ЛА. Подтверждена эксплуатация с неподготовленных взлетно-посадочных площадок — озеро, река, болото, поле; обоснована независимость от погодных условий при автономном базировании и высокой безопасности полета.

Достигнуты высокие летно-технические характеристики на основе трубных, стендовых и летных испытаний: аппарат имеет в полете лобовое сопротивление, сравнимое с обычным самолетом, имеет также необходимую устойчивость и управляемость на всех режимах полета, высокие взлетно-посадочные характеристики с применением шасси на воздушной подушке.

 

Существуют проблемы России, которые не могут быть решены с необходимой и достаточной эффективностью имеющимися транспортными и технологическими средствами. К таким проблемам относятся, например:

  • тушение глобальных лесных и техногенных пожаров;
  • утилизация попутного нефтяного газа;
  • доставка грузов в труднодоступные регионы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • снижение затрат, исключение неоправданных человеческих жертв при ликвидации последствий землетрясений, наводнений, смерчей, ураганов, техногенных катастроф;
  • охрана южных границ, борьба с терроризмом и др.

Решают указанные проблемы в полной мере и с высокой эффективностью воздушные транспортно-технологические комплексы (ВТТК) на базе БАРСа, например:Воздушный транспортно-технологический комплекс БАРС – мобильная грузовая платформа

 

  • «БАРС — бортовая дождевальная установка»;
  • «БАРС — установка по сжижению попутного нефтяного газа»;
  • «БАРС — мобильная грузовая платформа».

 

При этом транспортная эффективность БАРСа по весовой отдаче в 2...3 раза, а по удельной производительности в 1,5...3 раза выше в сравнении с транспортными грузовыми самолетами-аналогами.

Что касается реализации проекта БАРС, ВТТК, то, как показывает анализ, наиболее близким по технологии изготовления БАРСа и в целом ВТТК является аэрокосмический комплекс РФ. Владение технологиями изготовления из композиционных материалов, а также универсальными системами управления, позволит ему в кооперации с авиационными КБ, НИИ и другими отраслями в течение 3—5 лет реализовать проект БАРС и ВТТК.

Жизнеспособность проекта БАРС подтверждена постройкой его пилотируемого аналога и его успешными летными испытаниями, проведенными зимой на сельскохозяйственном поле под г. Тюменью в 1996 году

Летающий пилотируемый аналог БАРСаЛетающий пилотируемый аналог БАРСа

Однако, несмотря на это, а также на многочисленные запросы потенциальных пользователей такого ЛА на Интернет-сайте: www.tumenecotrans.ru о возможности приобретения БАРСа или возможности воспользоваться его услугами, им приходится разочаровываться, так как проект до сих пор не реализован по причине мощного сопротивления административной и технической бюрократии. Чтобы реализовать проект, необходимы денежные средства, и не малые. Такие средства имеются не только у государства, но и у регионов, которым под силу реализовать проект, создав необходимую финансово-организационную структуру.

Была бы воля.

Автор проекта  безаэродромного самолета
к.т.н. /А.И Филимонов/

 


© ОАО "ТЮМЕНЬЭКОТРАНС", 2003